…аже для своих собственных учеников, подчеркивая проповедь, а не бхаджан, как главный метод преданного служения. Шрила Прабхупада просто применил тот же принцип в отношении проповеди во всем мире. Поэтому мы должны идти по их стопам, с верой следуя примеру ачарьи-основателя ИСККОН. 

В отличие от комментариев ачарьев прошлого, наш ачарья, Шрила Прабхупада, писал: «Один мирской негодяй сказал однажды, что когда вайшнавы произносят имя “Радха, Радхa”, он просто вспоминает жену цирюльника, которую тоже зовут Радха. Это практический пример. Если человек не достиг уровня освобождения, он не должен пытаться слушать о любовных отношениях между Радхой и Кришной. Если человек ещё не освобожден и слушает описания танца раса, ему на ум придут его собственные любовные похождения и внебрачные связи с женщиной, которую тоже могут звать Радха. В обусловленном состоянии не следует даже и помышлять о подобных возвышенных темах.Вместо этого нам надлежит следовать регулирующим принципам и таким образом достичь уровня спонтанного влечения к Кришне. Тогда и только тогда можно будет слушать о Радха-Кришна-лиле. Хотя эти описания могут нравиться и обусловленным, и освобожденным душам, обусловленной душе не стоит пытаться слушать о них» [выделено автором]. («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.256)

Примечание:

Несмотря на то, что эти игры могут приносить наслаждение, если человек не обладает квалификацией, он «не должен пытаться слушать о них». Но поскольку Шрила Прабхупада сам опубликовал описания этих игр, у кого-то категоричность этого утверждение может вызывать справедливое недоумение. Одно объяснение этому кажущемуся противоречию заключается в том, что Шрила Прабхупада описывает игры Кришны в «Источнике вечного наслаждения» очень невинным образом, снабдив их философскими комментариями, чтобы читатель мог избежать превратного толкования. Другое объяснение заключается в том, что сам Шрила Прабхупада никогда не делал на них особого акцента и никогда не умалял значимость других лил, а также не рекомендовал сосредотачиваться нам на какой-то конкретной расе прежде, чем мы достигли уровня сварупа-сиддхи. Это согласуется со всеми предыдущими утверждениями. Поэтому тот, кто подталкивает других к преждевременной практике рагануга-бхаджана, посвящаяих в сокровенные игры Радхи и Кришны, делая на них особый упор, и умаляет при этом значение всех других игр Кришны, действует прямо вопреки наставлениям Шрилы Прабхупады. 

Очень жаль, что некоторые Гаудия-вайшнавы не видят в Шриле Прабхупаде ачарью, находящегося на уровне Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Вишванатхи Чакраварти или Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. У меня, по крайней мере, это положение Шрилы Прабхупады не вызывает сомнений. Поэтому для меня, как и для любого, кто принимает его таким образом, его конкретные наставления по всем аспектам практики преданного служения являются абсолютными и непреложными.

Сиддханта Гаудия-вайшнавов дана для всех, но указания по ее конкретному применению нам дает наш собственный ачарья. Если мы на деле, а не на словах, принимаем Шрилу Прабхупаду ачарьей, то наш долг также принять и его указания относительно теории и практики рага-марга, которые прежде всего относятся к преданным категории гоштхйананди. Его метод безопасен и надежен. Он оградит нас от склонности к сахаджии, и потому приобретает особую важность в условиях осуществления всемирной проповеднической миссии.

Если сахаджии снова вырядятся в одежду Гаудия Вайшнавов, как это уже было до прихода Бхактивиноды Тхакура, то наша всемирная проповедь будет отброшена лет на сто назад. Это будет серьезным ударом по миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.

До прихода Шрилы Сарасвати Тхакура, во-первых, квалификация людей была значительно выше, а во-вторых, не существовало такого широкого проповеднического движения. Поэтому годился подход бхаджанананди. Но даже в этой традиции, которая описывается в пятнадцатой главе «Харинама-чинтамани», шравана-даша (слушание о своей сварупе) начинается с уровня асакти.

Справедливости ради нужно отметить, что споры о рагануге принесли нам неоспоримое благо. Преданные стали лучше понимать цель духовной практики и философию Шри Чайтаньи. Но уже налицо результаты неверного понимания и преждевременного применения практики рагануга-садханы. И кто знает, каких еще негативных последствий нам ждать в будущем?

Подведем итог, обобщив позицию Шрилы Прабхупады по теоретическим и практическим аспектам рассматриваемого вопроса на основе предыдущих цитат.

1) Желание стать подобным одному из преданных Враджа развивается в человеке постепенно. Оно раскрывается по мере нашего продвижения в практике регулируемого преданного служения. Его невозможно вызвать искусственно. Поэтому необходимо набраться терпения. (О таком отношении Шрила Прабхупада говорил с Бхакти Чару Свами во Вриндаване в 1977 г. и с Хришикешанандой прабху в Маяпуре в 1973 г.)

2) Искреннее стремление идти по стопам обитателей Враджа приходит к человеку только тогда, когда он освобождается от материальной скверны.

3) Непрерывно занимаясь служением в рамках вайдхи-бхакти, мы постепенно пробуждаем в себе естественную склонность к рагануга-бхакти.

4) В характере преданного, испытывающего спонтанное влечение к любовным принципам гопи, не остается ни следа материальной скверны.

5) Когда человек действительно освобождается от материальной скверны, он обретает способность всегда думать об одном из нитья-сиддх, вечных спутников Кришны во Вриндаване и любить Кришну так, как это делает нитья-сиддха, примеру которого он подражает. Развив в себе такую склонность, он всегда живет во Вриндаване, по крайней мере, в мыслях.

6) Чистые преданные не проводят различий между деяниями Господа и не слушают только об одних, избегая других. Чистые преданные испытывают наслаждение от всех трансцендентных игр Кришны, описанных в «Шримад-Бхагаватам». Они не отвергают ни одной из них.

7) Когда преданный осознает свои подлинные отношения с Господом ( то есть обретает сварупа-сиддхи), он продолжает заниматься и одновременно с этим регулируемым преданным служением, постоянно думает о Господе в своем сердце и развивает свои трансцендентные эмоции, идя по стопам одного из Его вечных спутников.

8) Преданный, действительно развивший в себе сознание Кришны, даже достигнув совершенства, не должен посвящать в это других. До тех пор, пока он находится в материальном теле, он всегда должен вести себя как начинающий преданный.


Примечание:

Осторожный подход Шрилы Прабхупады к рага-маргу похож на систему, описанную ачарьями прошлого, которая сводится к продолжению практики вайдхи-бхакти (а в нашем случае, проповеднической деятельности) до тех пор, пока наша сварупа не раскроется сама. Это, несомненно, доставляет удовольствие Господу Гауранге, поскольку благодаря проповеди многие получают доступ к бхакти-маргу. По милости Шри Чайтаньи вайшнав-гоштхйананди может и непременно достигнет того, что раннее обреталось посредством нирджана-бхаджана.

Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур писал (3):

йатха йатха гаура падаравинде
виндета бхактим крита-пунйа-расих
татха татхотсарпати хридйакшмад
радха-падамбходжа-судхамбу-расих

«Когда, благодаря несметным благочестивым поступкам, у человека появится преданность лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, тогда, пропорционально глубине этой привязанности, его сердце неожиданно наполнится нектаром, стекающим с лотосных стоп Шримати Радхарани». («Чайтанья-чандрамрита», 88)

Аналогичное утверждение содержится в песне Нароттама Даса Тхакура Гауранга-дйути-пада:

гауранга-гунете джхуре нитйа-лила таре спхуре
се джана бхакати-адхикари
гаура-према-расарнаве се таранге джеба дубе
се радха-мадхава-антаранге

«Тот, кто восхищается движением Господа Гауранги, получает право войти в нитья-лилу Радхи-Кришны. Тот, кто испытывает наслаждение, купаясь в волнах океана гаура-према-расы и помогая Господу Чайтанье Махпрабху раздавать любовь к Кришне, немедленно становится близким спутником Шри Шри Радхи-Мадхавы».

В «Шри Навадвипа-Дхама Махатмье» (Глава 18) Бхактивиноды Тхакура мы находим описание того же метода достижения спонтанной преданности Радхе-Кришне:

«Дживу с Кришной связывают пять видов взаимоотношений: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Однако вступить в эти отношения может только тот, кто вначале будет поклоняться Гауранге в настроении шанты и дасьи. И тогда, в процессе его преданного служения, сами собой откроются его вечные отношения с Господом.

Тот, кто достоин мадхурья-расы, поклоняется Гауранге в образе Радхи и Кришны. Поскольку Радха и Кришна объединились в одном лице, в образе моего Гауранги Райи, Их игры не проявляются в Его облике. Но когда поклонение Гауранге в дасья-расе достигает в сердце живого существа полной зрелости, там сама собой проявляется мадхурья-раса. В это время поклонение Гаурахари делает человека достойным поклоняться Радхе и Кришне во Вриндаване. Тогда Гауранга позволяет преданному войти во Вриндаван и погружает его в нектар вечных игр Радхи и Кришны».

Заключение:
Следуя примеру своего духовного учителя, Шрила Прабхупада дал нам совершенную систему для достижения высочайшего уровня любви к Богу. Нам остаётся только воплотить ее в жизнь. Поэтому давайте с верой и решимостью будем следовать Шриле Прабхупаде, движимые горячим желанием идти по пути чистого преданного служения.

(1) Об этом же Шрила Прабхупада пишет в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам» 

2.4.10 : «Деятельность внутренней энергии Господа проявляется в Его играх во Вриндаване, а деятельностью Его внешних энергий управляют такие экспансии Господа, как Каранарнавашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти дает хороший совет всем вайшнавам: следуя примеру идеального ученика – Махараджи Парикшита, и идеального духовного учителя – Шукадевы Госвами, преданные должны интересоваться не только играми Господа (такими, как раса-лила), но и деятельностью пурушаватар Господа, которая связана со сршти-таттвой – созидательными функциями Всевышнего»,

и 2.7.53 : «Некоторые из них думают, что слушать об играх Господа – значит слушать повествования о Его развлечениях с гопи или о том, как Он поднял холм Говардхана, и с пренебрежением относятся к полным экспансиям Господа (пурушаватарам) и Их играм в процессе сотворения, поддержания и разрушения материальных миров. Однако чистый преданный понимает, что между играми Господа в раса-лиле и Его играми в процессе сотворения, поддержания и разрушения материального мира нет никакой разницы. Более того, описания деяний Господа в образе пурушаватар предназначены для тех, кто запутался в сетях внешней энергии. Описания раса-лилы предназначены для освобожденных, а не для обусловленных душ. Поэтому обусловленные души должны с преданностью и благоговением слушать повествования об играх Господа, связанные с Его внешней энергией, и для них это занятие будет столь же благотворно, как для освобожденных душ – слушание о раса-лиле. Обусловленная душа не должна слепо подражать освобожденным душам. Господь Шри Чайтанья никогда не позволял Себе слушать рассказы о раса-лиле Господа в присутствии непосвященных». (Прим. ред.)

(2) Тика – краткий комментарий (прим. ред.)

(3) Практика поклонения Кришне в уединенном месте, состоящая почти исключительно из повторения Его имен и размышлений о Его сокровенных играх (прим.ред.)

***

Из лекции 16 мая 2010г. прочитанной в московском Храме Сознания Кришны на Динамо Его Святейшеством Пурначандрой Госвами

 

Милость Кришны можно привлечь только смирением 

  Беспомощный человек может повторять Святое Имя с чувством, но тот, кто успешен материально, не может быть так же искренен в своём взывании. Мы должны просить, как нищие, у которых нет абсолютно ничего. Если сердце заполнено материальными желаниями, мыслями о себе, то мантра не сможет попасть внутрь. Святое Имя сможет повлиять на нас сильнее всего, когда наше сердце будет пусто от эгоистичных потребностей и желаний. Мы должны полностью положиться на Святое Имя. Тот, кто способен плакать по Господу, несомненно обретёт совершенство премы. Преданное служение означает памятование о Святом Имени Кришны и плач по Нему. Богатство и высокое рождение бесполезные вещи, если человек не способен плакать по Кришне. Такой плач означает, что сердце размягчено и лишено гордости, это совсем не то же самое, что плач вызванный материальными беспокойствами. Это сожаление не о своих бедах, а благодарность Кришне, вручение себя Ему. Господь Кришна говорит, что только те могут обрести Меня, кто повторяет Моё Имя и плачет обо Мне. Тот, кто повторяет Святое Имя, должен ежеденевно молить Господа, чтобы Он удалил все анартхи (оскорбления) из его сердца. Преданный должен признать своё поражение в борьбе с материальной энергией и свою беспомощность.

Записала бхактин Аня.

***

Культура любви 

Пурначандра Прабху ("прабху" - до получения саньясы - прим.) – ученик Шрилы Прабхупады, милостиво одаривающий российских преданных постоянным проживанием в нашей стране. Прошлым летом нам выпала удача получить общение с этим удивительным вайшнавом, отличающимся необычайной теплотой, простотой и личностным подходом к каждому. В своей беседе он дает четкий анализ общему развитию российского ИСККОН, рассказывает о своей новой книге “Неописанные препятствия на пути к Бхакти”, где рассматривает несколько важных, но ранее не обсуждавшихся подробно тем, таких, как, например, творческое проявление себя как личности, роль эмоций в духовной жизни, проблема авторитарности, элитарности, догматического подхода и т.д. Наиболее важной в беседе нам показалась тема культуры любви в обществе преданных, основой развития которой являются свобода и доверие. По словам Пурначандры Прабху именно свобода, любовь и доверие являются основными условиями для развития бхакти.
Корреспондент: Пурначандра Прабху, Вы посещаете нашу страну с 1993 года. Какие перемены произошли в российском обществе сознания Кришны с тех пор, как вы впервые приехали сюда? Интересно услышать Ваше мнение: есть ли какой-то духовный прогресс?
Пурначандра прабху: Да, конечно. Все постепенно продвигаются. Следуют принципам. Воспевают Святое Имя. Что касается изменений, то можно говорить об этом часами. Когда-то я был первым человеком, который давал в Москве, на Беговой, семинары по “Бхагавад-гите”. Теперь в России повсюду проходят семинары. Это становится очень модным, сейчас все этим занимаются. В Россию пришла культура образования, которой раньше не было. Сейчас больше внимания уделяется подготовке преданных, их обучению. Все поняли, что важнее качество, а не количество.
Я думаю, что этап, который мы проходили в начале 90-х, просто бегая по кругу, распространяя книги всевозможными способами, даже не читая их, был также необходим. Конечно, было бы лучше, если бы мы все же читали книги и тогда.
Очень многие люди познакомились в те годы с нашим движением. Везде, по всей стране появилось большое количество прихожан, образовалась храмовая инфраструктура.
В то время в стране было очень сильно влияние иностранных проповедников, иностранных JBC. Даже в Москве руководителем храма на Беговой был Шри Рам прабху, иностранец. Теперь JBC местный Преданный - Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Он также имеет склонность заниматься вайшнавским образованием.
На начальном этапе проходило много проповеднических программ, было распространено огромное количество книг и прасада. В то время у нас работала большая вегетарианская столовая в государственном университете, самом крупном вузе Москвы. На всю столицу вещала радиостанция “Кришналока”, благодаря которой сотни, если не тысячи людей стали преданными.
Все изменилось после 1998 года. В то время мы очень много потеряли в отношении инфраструктуры. Лишились материальной поддержки. Перестала работать радиостанция, закрылась столовая, даже ВВТ мы тогда почти потеряли.
Затем началась своего рода перестройка. Теперь у нас снова есть ВВТ, средства, чтобы создать радиостанцию. Появилась какая-то стабильность. Возникло много образовательных программ.
С 1997 году в Сухарево проводились курсы “Бхакти-шастри”. Тогда было всего два преподавателя. Один из них я. Большинство лидеров, руководителей ятр, прошли через эти курсы. Я слышал, что в России на сегодняшний момент дипломы “Бхакти-шастр” имеют около 300 преданных. Думаю, это заметный шаг русского ИСККОН вперед.
Наряду с образовательными программами очень популярными становятся большие национальные фестивали. Мне кажется, это хорошее сочетание. Раньше они проходили в Сухарево, а теперь в Дивноморске.
Что еще изменилось? Впервые приехав сюда, я заметил, что русские преданные весьма фанатичны. Но теперь они становятся все более уравновешенными и здравомыслящими, более зрелыми. Я думаю, мы идем в верном направлении. Хотя есть множество проблем. Ведь это материальный мир, тут ничего не поделаешь.
Размышляя над событиями 1998 года, я понял, что есть много вещей, много препятствий в нашей духовной жизни, о которых мы раньше не говорили. Я подумал, что нужно сказать об этом прямо, прояснить ситуацию. В результате появилась книга. Недавно я полностью завершил работу над ней, и к концу года она должна выйти в свет.
Корр.: Не могли бы Вы рассказать поподробнее, о чем она?
П.пр.: Основные моменты можно упомянуть. На мой взгляд, нам следует изменить подход к тому, как правильно строить общество преданных. Бхакти независимо. Оно свободно. Точно также преданный, который практикует бхакти, свободен и независим. Для того, чтобы бхакти должным образом взрастало, должна быть свобода, а также доверие.
Конечно, у нашей свободы всегда есть ограничения, потому что мы всего лишь дживы. Особенно много ограничений требуется в самом начале. Но по мере того, как происходит духовное продвижение, индивидууму требуется все больше свободы. Поэтому в нашу систему мы должны привнести как можно больше свободы. И это отличается от того подхода, который был у нас в прошлом. Особенно в России, где очень сильно влияние советского прошлого (“Ты начальник, я дурак”). Здесь явно недостаточно свободы и явно недостаточно доверия.
Несомненно, нам нужны руководители, нужна организация, нужен менеджмент, но все это должно опираться на свободу и любовь. Точно также как хороший учитель любит студентов, царь - подданных, муж - жену, Гуру – ученика, руководители нашего общества, если они хотят, чтобы люди принимали их авторитет, должны любить своих подчиненных.
Корр.: Бхакти Тиртха Свами называет это культурой любви…
П.пр.: Конечно, это не романтическая любовь, как в каких-нибудь любовных романах. Она подразумевает, что мы заботимся о преданных, помогая им идти путем бхакти. В повседневном менеджменте необходимо сотрудничество, которое опирается на иерархию. Но эти иерархические отношения не должны заслонять принцип любви. А в основе любви всегда лежит свобода. Если я направлю на вас ружьё и скажу: “Любите меня”, слово “любовь” потеряет всякий смысл. Поэтому я начинаю с того, что все должно быть свободным, потому что без свободы нет любви. А любовь – это цель движения сознания Кришны.
Свобода также требуется в системе образования. В этой книге я очень подробно объясняю это. Она необходима, чтобы анализировать, рассуждать, чтобы понять философию. Не много пользы в том, чтобы нам забивали мозги всякими догмами. Однако на протяжении последних 10 лет догматический подход был у нас основным.
Я помню первое занятие на курсе “Бхакти-шастри”, когда я очень открыто начал обсуждать философию. Это привело к тому, что преданные, лидеры нашего движения, стали задавать очень много вопросов. Мы отвечали на них целых два часа. Прежде у лидеров не было возможности открыто обсуждать многие философские моменты и таким образом удовлетворить свое желание понять философию глубже.
Без открытого обсуждения обучающиеся никогда не смогут достичь третьего уровня в процессе образования – усвоения пройденного. Но если нет усвоения, не будет и творчества. А если вы не становитесь творцом, то окажетесь неспособны проявить себя, не сможете быть собой. Тогда Вы не разовьете вкус и не получите блаженства, следуя практике сознания Кришны.
Корр.: У меня на собственном опыте есть подтверждение этому. Как-то в Омск приезжал один преданный, Кришна Гопал прабху, который в свое время прошел курсы “Бхакти-шастри” в Сухарево. Он преподавал нам “Шри Ишопанишад” по экспериментальной системе, опираясь на свои оригинальные исследования. Я чувствовала восторг от этого постижения. Он говорил, что сам учится вместе с нами. Я никогда не занималась с таким удовольствием. Все, что было раньше, попадало, как правило, в разряд догматического преподавания. Но на этот раз я почувствовала, что “Шри Ишопанишад” открывается, я действительно проникаю в Него. Он просто живой! Это живое учение, живое существо. Но потом я очень расстроилась: Кришна Гопала прабху вынужден был уехать, так и не закончив занятия. Мое огорчение легко понять: в нашей сибирской местности острый дефицит образования. И уж тем более редкость – недогматический подход. Чем дальше на восток, тем меньше свободы... (Пурначандра Прабху смеется)
П.пр.: Размышляя над тем, что значит проявление себя как личности и в чем должна выражаться наша способность к творчеству, одну главу я посвящаю варнашрама-дхарме. Потом перехожу к обсуждению другой, не менее важной темы - роли эмоций в практике сознания Кришны. Эти две главы являются самыми длинными в книге. Я никогда не встречал подробных описаний, где давался бы столь тщательный анализ этого предмета.
Вслед за тем я касаюсь таких понятий, как институционализм, авторитарность и элитарность, показывая, как они влияют на наше общество. Я называю это “жидким мусором”. Вы его не видите, но чувствуете по запаху.
И, наконец, последние две главы я посвящаю описанию качеств характера и того, насколько важно их развивать, а также говорю о роли культуры в преданном служении. Поскольку раньше эти темы никогда подробно не обсуждались, я назвал свой труд “Неописанные препятствия на пути к бхакти”.
Корр.: Материал книги - российский?
П.пр.: Это относится ко всему ИСККОН. Но особенно актуально для России. Десять лет я прожил в Англии. И в книгу вошел также этот мой опыт. Я рассказываю не только о России. Затронутые мной проблемы я считаю фундаментальными, основными. Сначала я давал на эту тему семинары в 1999, 2000 и 2001 году. Я писал эту книгу 2 года, сейчас она редактируется и очень скоро выйдет в свет.
Теперь я больше сосредоточен на играх Кришны, на Враджа-лиле, Враджа-бхаджане, которые являются решением всех наших проблем.
Корр.: Мне кажется, это всегда было Вашей отличительной чертой. С самого первого приезда в Россию, сколько я Вас видела, Вы все время пели бхаджаны, связанные с Вриндаваном. Постоянно бхаджаны и постоянно Кришна-Лила. Готовясь к Вашему приезду, мы уже знаем, чего ждать: обязательно будут истории о Кришне и бхаджаны, прославляющие Радху и Кришну, и настраиваемся на это.
Мне хотелось бы задать Вам еще такой вопрос: я обратила внимание во время Вашего пребывания здесь, в Омске, что некоторые преданные, особенно начинающие, слушают Кришна-лилу с большим энтузиазмом, можно сказать, почти в экстазе. Но другие делают это просто из чувства долга. У них нет никакого влечения ни к Кришне, ни к Его играм. Вкус отсутствует. Почему? Может быть, эти преданные редко слушают? Или много анартх в сердце?
П.пр.: Да, правда, анартхи лишают нас вкуса к Кришна-катхе. Но не обязательно в этом причина. То, что у человека не возникает вкуса, может быть и своего рода каким-то мистическим фактом. Нельзя указать пальцем, что именно приводит к такому эффекту. Я думаю, у разных людей причины могут быть разными. Но Кришна-катха – это лекарство. Мы больны желтухой материального существования, поэтому, слушая об играх Кришны, не ощущаем вкуса или даже чувствуем горечь. Но если слушать снова и снова, эти повествования, подобно леденцам, вернут нам вкус к сладкому.
Как-то раз в одной русской деревне на лекцию ко мне пришла бабушка. Когда лекция закончилась, она стала задавать мне вопросы: “Каждый вечер, когда я читаю “Источник вечного наслаждения” и дохожу до танца Раса, со мной начинают твориться странные вещи”. Я спросил: “Что за странные вещи с Вами происходят?” Она сказала: “Иногда я плачу, а порой мое тело начинает трепетать, дрожать. Уж не стала ли я сахаджией? Может быть, мне нужно перестать читать книги?” “Нет-нет, - возразил я, - ни в коем случае! Вы должны продолжать. Это замечательно, просто здорово!”
Очень простая деревенская бабушка. Она никогда не была в Индии, у нее нет всего комплекта “Бхагаватам”, но она проста и мягкосердечна. Читая “Источник”, написанный Прабхупадой, она проникается очень сильным чувством. Если человек бесхитростен и чист сердцем, он может получить огромное благо просто от воспевания Харе Кришна, чтения “Бхагавад-гиты”, “Шримад-Бхагаватам” и “Источника вечного наслаждения”.
Подготовила Тришакти деви даси

http://www.krishna.ru/content/view/2030/1067/

***

Свет Бхакти. Апрель 2007 г.
Дорогие преданные!
Это специальный выпуск «Свет Бхакти», который содержит интервью с его милостью Пурначандра Прабху о том, как он присоединился к движению Харе Кришна. Мы обнаружили, что из-за большого объема интервью его невозможно вместить в наше обычное издание, но в тоже время мы не хотели, чтобы вы пропустили его. Один преданный предложил нам создать специальный выпуск «Свет Бхакти». Он описывает, как его милость Пурначандра Прабху присоединился к движению Бхакти в 1976 в Нью-Йорке.
Мы также посчитали, что интервью должно быть передано так, как он рассказал его, на его родном языке – Английском, соответствующем природе темы, которая много потеряла бы, если бы была переведена. Это интервью было незначительно отредактировано для ясности.

Свет Бхакти: Для нашего вестника, я обычно спрашиваю, «Как вы присоединились к движению?»

Пурначандра Прабху: О, рассказ займет много времени. Чтобы это было интересно, необходимо рассказать детали. А чтобы их рассказать потребуется много времени.
Свет Бхакти: Вы можете сократить рассказ?
Пурначандра Прабху: На самом деле, нет, потому что, тогда он потеряет смысл, но давайте попробуем. Я начал посещать храм. Я жил в Бостоне. Я из Нью-Йорка, но после того, как я окончил среднюю школу, я начал путешествовать. Я жил в Бостоне и встретил своего старого друга. Ему негде было жить, поэтому я пригласил его к себе. Мы жили вместе, и он рассказал мне о своих путешествиях по Европе. Мне было около девятнадцати.
Он сказал, «Куда бы я ни поехал, в большинстве городов, есть храм Харе Кришна, и я ходил туда за едой. Там были и другие места, но в храмах Харе Кришна была эта экзотичная, Восточная, Индийская еда. И это поддерживало меня пока я был в Европе.» Он путешествовал шесть месяцев без денег.
Наконец, он сказал, «Я уверен, что в Бостоне должен быть Храм.»
Я сказал, «Хорошо, давай выясним, где он.»
Мы выяснили, что он был не в городе, а в Олстоне, пригороде Бостона, где-то в получасе езды. Поэтому, мы доехали автостопом до этого места. Храм Харе Кришна был покрашен в светло синий, и он находился сразу за Кентукки Фрайд Чикен, рестораном фаст-фуда.
В первый раз, когда он привел меня туда, мы зашли в прихожую. Там были сотни ботинок на полу. Я огляделся и спросил, «Что это?».
Какой-то преданный сказал, «Пожалуйста, вы не можете пройти в обуви, вы должны оставить ее здесь.»
Я сказал, «Полагаю, что кто-то возьмет мои ботинки, потому что легко захватить чьи-то еще».
Он сказал, «Нет, нет. Этого здесь никогда не случается.»
«Вы уверены?» Я сомневался, оставлять ли мои ботинки в этой куче из сотен ботинок, и я подумал «Как я найду их, когда вернусь?» Потому что там не было никакой системы.
Так или иначе, мы вошли. Как только я вошел в храм, первое, что поразило меня - аромат; это были благовония. Конечно, они готовили – это была Воскресная программа – поэтому они готовили, и там, в воздухе были одновременно перемешаны ароматы гхи, специй и благовоний. Все они были необычны, и я никогда прежде не испытывал такого. Я был ошеломлен ароматом этого места. И я помню, как был впечатлен тем, как все было безупречно чисто.
Они проводили нас наверх, где находилась алтарная комната, и я думаю, это был первый раз, когда я вошел в алтарную. Там шел киртан – брахмачари танцевали, прыгали вниз и вверх. С одной стороны алтарной был ярко освещенный алтарь, там были вазы для цветов, цветы, и сияющие предметы – я не смог рассмотреть, что там было – и на другой стороне комнаты было большое кресло с фотографией пожилого индийца. Преданные играли на барабанах и пели. И они прыгали, прыгали, прыгали к алтарю и потом прыгали, прыгали, прыгали назад к большому креслу, и опять прыгали, прыгали, прыгали обратно – вперед и назад, вперед и назад.
Гости стояли с боков и просто смотрели на все это. Но это было забавно, потому что я никогда не видел, чтобы люди прыгали так высоко. Они были похожи, на тренированных игроков в баскетбол или что-то вроде этого. Они прыгали и их ступни буквально отрывались от земли на метр или где-то так. Они прыгали очень высоко, и я подумал, «Как они могут это делать?» Может быть это часть йоги – они учат их как прыгать.»
Во время этих прыжков, сопровождаемых игрой на барабанах и тарелочках, кто-то вышел из алтаря и лампой с огнем, и они «показывали» ее гостям, и гости делали так (движения рукой). Я подумал, «О, они собираются принести мне ее тоже! Что я буду делать? Ну, хорошо, тогда я тоже сделаю также.» Я чувствовал себя странно, знаете, «Что это? Что это значит?» Затем, неожиданно, посреди всего этого – прыжков, музыки, барабанов, огня – все остановилось! И все люди опустились на пол, склоняя свои головы. Я посмотрел вперед и назад, «Я тоже должен?» Я тоже склонился, полагаю, чтобы избежать конфуза. Я не знал чего ожидать или что нужно делать.
Потом все просто начали издавать какие-то возгласы! И кто-то выкрикнул, «Хамма хамма хамма хамма хамма – Джая!» Понимаете, «Бамма намма намма намма намма ба – Джая!» Я подумал, «Что они говорят?» Также была лекция, но я не помню ее. Потом я подошел к алтарю, но не мог разглядеть ничего. Все что я видел, это свет, мраморные плиты, фотографии пожилых индийцев, сияющие вазы с цветами, листья, но я не видел, что Божества были там. Был просто сияющий свет. Они так сияли, что я подумал, что там тоже были лампы или вазы какие-то еще украшения. Понимаете о чем я? Я не знал, что это было. Я даже не смог разглядеть, что это были Радха-Гопиваллабха, Божества Бостонского Храма, на алтаре.
Они привели нас вниз на ужин. Они привели нас в большую пустую комнату с лакированным безупречно чистым деревянным полом. Она выглядела как баскетбольная площадка или что-то вроде этого. И затем они попросили всех сесть на пол. Я заметил, что во всем доме нет мебели. Нигде не было мебели кроме большого кресла с фотографией наверху. Внизу в прасадной не было стульев, столов, диванов или чего-нибудь, чтобы сидеть. Все сели на пол в линии.
Затем они пришли – тарелок не было – и раздали всем по отрезу вощеной бумаги, движение было молодым и ни у кого не было работы, не было общины, и никакого дохода не было, кроме пожертвований. Думаю, они выходили на улицу и просили бхогу, а затем готовили пир. Но пришло, по крайней мере, сто гостей. Я помню, что видел кого-то из моих друзей из Бостона. Они также были там. Вместе с моим другом, с которым мы жили, мы сели на пол.
Они положили отрез вощеной бумаги напротив нас и начали подходить, накладывая из ведер – 'комок' чего-то красного, 'комок' чего-то зеленого, что-то коричневое и желтое – немного красного ча

Создать бесплатный сайт с uCoz