Последние обряды

В церемонии прощания приняли участие несколько сот вайшнавов. Тело Пурначандры Госвами утопало в цветах. Шрила Ниранджана Свами рассказал о возвышенных качествах Шрилы Пурначандры Госвами, о его привязанности к служению Шриле Прабхупаде, о том, насколько ценно для него, в первую очередь, было понимание именно внутренней сущности и неверующих людей, и вайшнавов, и всех событий, происходящих в этом мире.

По желанию ЕС Пурначандры Госвами Махараджа его прах был помещен в садху-самадх в гошале во Вриндаване.

 

"Мы собрались здесь, чтобы выразить свое почтение ЕС Пурначандре Госвами."

 

Шриман Джая Мадхава Прабху (ученик Шрилы Прабхупады, давно живущий в Москве) напомнил о том, как важно было для Пурначандры Госвами распространять книги Шрилы Прабхупады и проповедовать славу Святого имени Господа.

 

 

 

 

Из блога Шрилы Ниранджаны Свами

"Как только мне позвонили из Москвы, я решил отменить свои планы на Индию. Меньше чем через час я улетаю в Будапешт. В понедельник утром я вылечу из Будапешта в Москву, и к этому времени я сделаю всё, что в моих силах, чтобы оказать служение этому удивительному Вайшнаву.
Харе Кришна"

 

"Те, кто знали Пурначандру Махараджа, знали, как много он мог дать другим. Способность давать Сознание Кришны и делиться им - внутреннее содержание Сознания Кришны."

"Он был больше заинтересован в том, чтобы делиться сутью, и меньше беспокоился из-за структуры или формы. Это одно из качеств Пурначандры Махараджа, которое я всегда ценил."

ЕС Ниранджана Свами



 

9 ноября, во вторник в храме "на Динамо" состоялось прощание с Его Святейшеством Шрилой Пурначандрой Госвами Махараджем. В церемонии принял участие Его Святейшество Шрила Ниранджана Свами и многие другие старшие преданные.
Транцендентное тело ЕС Пурначандры Госвами было подготовленно к прощанию в комнате брахмачари-ашрама во время закрытой части обряда. Затем преданные совершили небольшую пуджу транцендентному телу ЕС Пурначандры Госвами и три раза обошли с ним вокруг храма. Затем транцендентное тело ЕС Пурначандры Госвами было перенесено в пандал, где под совместное воспевание Святых Имен было проведено арати и преданные обошли вокруг украшенного цветами транцендентного тела ЕС Пурначандры Госвами. После этого ЕС Ниранджана Свами и другие старшие преданные сказали прощальные слова и преданные совершили последний пушпанджали стопам Его Святейшиства Пурначандры Госвами. Потом транцендентное тело было пересено в лимузин и преданные под звуки киртана еще долго провожали дорогого Махараджа. Транцендентное тело ЕС Пурначандры Госвами было кремированно и после оформления всех небходимых бумаг, "ученики Пурначандры Госвами прибудут во Вриндаван с прахом и передадут его в Гошалу ИСККОН, где в скором времени руководители храма Кришна-Баларам поместят его в Самадхи в садах-самадхи в гошале. Пурначандра Махарадж в своём "завещании о жизни" ясно дал понять, что хотел бы, чтобы его самадхи находилось в гошале Кришна-Баларамы, так что мы с руководством храма работаем над исполнением его воли".(ЕС Ниранджана Свами)

Прощание с Е.С.Пурначандрай Госвами Махараджем

(ролик подготовил Ананда Говинда дас)

Уважаемые преданные,

Примите мои поклоны! Вся слава Шриле Прабхупаде!

Прах его святейшества Пурначандры Госвами был помещен в Самадхи в саду гошалы нашего храма во Вриндаване 22 ноября 2010 года. Ритуальные церемонии провел главный пуджари вриндаванского храма Мукунда Датта Прабху. Самадхи Махараджа находится рядом с установленными ранее Самадхи Нармады Госвами и Вибху Чайтаньи Прабху. Посреди сада недавно был возведен Туласи Мандир с витражами из цветного стекла, наполняющими спокойный пейзаж богатством красок.

Прощание с Махараждем продлилось целый день, начиная с утренней церемонии установления Самадхи, продолжилось обеденным прасадом в его честь и закончилось смрити-сабхи (воспоминаниями) вечером.

Приехало 11 учеников Махараджа из России и Азербайджана. Среди присутствовавших были Бхакти Вигьяна Госвами, Б.Б. Говинда Свами, Индрадьюмна Свами, Бхакти Чайтанья Свами, Дханудхар Свами, Гопал Кришна Госвами, Кавичандра Свами, Гопипаранадхана Прабху, Бхуриджан Прабху, Дина Бандху Прабху, Шрута Кирти Прабху, Мадхавананда Прабху и Матаджи Урмила.

Ниже я приведу основные аспекты прославления Пурначандры Госвами, прозвучавшие из уст присутствовавших:

Дханурдхар Свами помнит его необыкновенным вайшнавом и той редкой душой, которая жаждет лишь враджа-бхакти и, подобно Прабхупаде, дарит Вриндаван своим последователям. Он также отметил, что его уход может оставить те же чувства, что и уход Прабхупады. Его невозможно восполнить ничем.

Бхуриджан Прабху рассказал, что Махарадж всегда являлся воплощением брахманических качеств, серьезные люди тянулись к нему. Долгие годы, преподавая бхакти-шастры, он оставался не полностью удовлетворенным, до тех пор, пока не переехал в Восточную Европу обучать преданных. Там он нашел свое место в Движении.

Гопипаранадхана Прабху озвучил то, что заботило Махараджа последние годы более всего: « Есть ли необходимость приводить людей в наше Движение, если мы не заботимся об их духовном развитии?».

Индрадьюмна Свами выразил сожаление, что Махарадж, проповедуя в узкоспециализированном поле, не получил в Движении того признания, которого заслуживает. Он рассказал, как однажды ему довелось рассказывать об играх Кришны у Вишрам Гхата. На пути в Матхуру Пруначандра Госвами, будучи знатоком в этой сфере, пересказал ему данную лилу во всех деталях и тонкостях. Махарадж сделал это настолько искусно, что после повествования лилы самим Индрадьюмной Свами, Радханатх Свами, который вел парикраму подошел к нему и сказал: «Индрадьюмна Свами, я и предположить не мог, что Вы такой расика-бхакта!» Индрадьюмна Махарадж покраснел и признался, что обрел это знание лишь 45 минут назад.

Говорилось, что аудио-презентация «Гитамрита» и книга «Скрытые препятствия на пути бхакти», созданные Пурначандрой Госвами – уникальны и им уготована долгая жизнь.

Кавичандра Свами отметил, что даже будучи юным грихастхой, Махарадж источал необычайное шакти. Он зарабатывал на жизнь, продавая комплекты книг Шрилы Прабхупады через лондонские книжные магазины, что очень непросто.

Кешева Бхарати Махарадж прислал письменное подношение с просьбой к ученикам Махараджа, находящимся в смятении, черпать силу в том факте, что ученики Шрилы Прабхупады поддерживают себя только через наставления Прабхупады (вани) уже более 30 лет.

Пурначандра Госвами получил первое посвящение от Шрилы Прабхупады и второе от Тамал Кришны Госвами. Он принял саньс-дикшу от Мукунды Госвами в 2008 году. Он ушел из этого мира еще молодым (в 55 лет), но его опыт в Сознании Кришны велик – 34 года беспрерывного служения, начиная с 21 года.

 Ваша слуга,

Су-гита Вани деви даси.

 P.S.

Примечание переводчика:

Хочу добавить пару слов о присутствовавших ваишнавах, занимавших особое место в жизни Гурудева.

Гурудев очень ценил Гопипаранадхану прабху за его преданность, смирение, знания. Он общался с ним очень близко, когда жил на Говардхане и во время путешествия в Маяпур.

Индрадьюмна Свами был очень высоко мнения о Гурудеве как  о ваишнаве. Он слушал записи его семинаров и восхищался ими. Это особенно ценно и удивительно, учитывая насколько более старшим преданным он является.

Со своей стороны, Гурудев очень высоко ценил проповедь Индрадьюмны Свами.

Вспомнилась история. В одной вайшнавской газете вышла заметка об Индрадьюмне Махарадже: «Махарадж становится бабаджи». Там говорилось, что Индрадьюмна Свами проводит Картику на Говардхане, где повторяет по 64 круга каждый день. Прилагалась фотография, где Махарадж был запечатлен с бородой. Я пересказал эту статью Гурудеву. Он внимательно выслушал и усмехнулся в ответ. «Попробовали бы бабаджи проповедовать так, как делает это Махарадж» - сказал он мне.

Кешава Бхарати Махарадж и Гурудев были очень дружны и поддерживали друг друга в Сознании Кришны, когда Гурудев жил в Лондоне. Они проводили много времени в беседах о Кришне и обсуждении шастр.

Мадхавананда Прабху провел для учеников Гурудева замечательную парикраму по Джаганатха Пури в году. Он уже долгие годы живет в Дхаме, изучая бхакти-шастры и издавая замечательные книги и журналы, посвященные кришна-катхе. Сам он неоднократно упомянал, что именно Гурудев сделал из него, хиппующего юноши, преданного, проповедуя ему лично еще в Америке.

Матаджи Урмила – была литературным редактором книги Гурудева. Она очень помогла ему в написании книги и с точки зрения подачи материала и с точки зрения корректуры. Гурудев пригласил ее к работе в созданном им брахманическом совете Джи-Би-Си.

***

Церемония прощания в храме Шри-Шри-Доял-Нитай-Шачи-Суты в Москве "на Динамо" (пандал)

Перед собравшимися было зачитано обращение Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами, находящегося в этот час в Индии. Бхакти Вигьяна Госвами по телефону сказал о том, как сильно Пурначандра Махарадж был сосредоточен на Шри Кришне, на Вриндаване, на Святом имени Господа. "Он помогал многим людям стать глубже и серьезней в духовной жизни, помогал уйти от поверхностного, помогал постичь красоту сознания Кришны", - сказал Бхакти Вигьяна Госвами.

Свои чувства безмерной скорби и одновременно светлой радости выразили осиротевшие ученики Пурначандры Госвами. Нет, они не утратили Махараджа, они обрели более глубокое понимание этой возвышенной души. Они уверены, что Махарадж достиг того, к чему так стремился всегда. Шриман Ранчхор Прабху попросил всех вайшнавов жадно пользоваться любой секундой общения с нашими духовными учителями, возможностью служения им. Потому что нас потом будет жечь стыд за то, что мы такую возможность не реализовали в нашей жизни.

 

Последний даршан  Киртан Ниранджаны Свами  Преданные едва сдерживают слезы

Прозвучали также и слова уверенности в том, что Пурначандра Госвами обязательно встретит всех своих учеников, когда этому придет время.

 

Последний даршан   Пуджа   Киртан Кришнадаса Кавираджа даса

Киртан в честь Пурначандры Госвами возглавил Шрила Ниранджана Свами. Затем наступили минуты пушпанджали, цветочного дождя. На тело Пурначандры Госвами одна за другой ложились прекрасные цветочные гирлянды, гирлянды листочков Туласи Махарани от божеств Шримана Аиндры Прабху. Слезы печали омывали тело Пурначандры Госвами. Плакали все. Едва сдерживал слезы Ниранджана Свами.

               Пуджа

Тело Пурначандры Госвами было поднято и перенесено в машину, которая должна доставить тело к месту кремации до захода Солнца. Перед последним отъездом вайшнавы устроили киртан, который заворожил даже железное сердце водителя катафалка. Тот удивленно, наверное, впервые в своей жизни, по-новому смотрел на поющих людей, и в глазах его оживала дремлющая душа.

Не было никаких препятствий последнему пути Пурначандры Госвами в этот день. По словах вайшнавов, сопровождавшим тело к месту кремации, не было ни пробок, ни очередей в самом крематории. А в зале прощаний крематория они устроили не виданный никогда здесь киртан. Шримати Гаури повергла своим пением в изумление черствых, столь же закаленных ежедневным видом смерти служителей крематория. Похоже, и они, наконец, поняли, что такое настоящая жизнь, отличная от слепого дрейфа в потоке бессмысленной и серой среды обитания.

 

 

Предложение гирлянд   Киртан Ашока Кришна даса

 

 

Последние обряды для Пурначандры Госвами


По свежим следам хочется поделится впечатлениями, оставленными проводами Е.С. Пурначандра Госвами Махараджем. Это описание имеет некоторые подробности, которые могут показаться лишними. Простите если задену чьи-то чувства, но мне кажется, что весь этот день достоен самого подробного описания. Буду благодарен за уточнения.
Мне кажется, что это событие выходит за рамки простого обряда и ритуала. В Москве оставил тело саньяси, ученик Шрилы Прабхупады. Такого никогда не было и вряд ли повторится. Я думаю, что Махарадж знал о приближении смерти. Ниранджана Свами Махарадж говорил, что Пурначандра Госвами упоминал о чем то подобном в разговоре с ним на Ратха-ятре. Почему он не уехал во Вриндаван, что-бы провести отпущенное время в Святой Дхаме?
Я говорю сейчас о сугубо личном, субъективном мнении. Мне кажется, что Махарадж явил качества настоящего чистого преданного, для которого Вриндаван везде, где есть преданные Кришны. Махарадж любит русских преданных, любит своих учеников, и оставил тело рядом с ними, даровав возможность послужить себе самым полным и уникальным образом. Своим уходом он еще крепче связал нас с миссией своего Учителя, Шрилы Прабхупады.
Для меня прощание с Махараджем прошло примерно так:
К 8 утра я пришел в храм, чтобы подготовится к встрече тела Пурначандра Госвами и помочь Апратиратхе прабху готовить абхишеку Шрилы Прабхупады. В помещении брахмачари-ашрама приготовили комнту для омовения тела Махараджа панчагавьей и водами Ганги. Был письменный стол, покрытый тканью, для гроба и еще три стола, составленные вместе, для служения телу Махараджа. Столы для тела были покрыты тканью, специальной медицинской клеенкой и салфетками, способными впитывать жидкость.
В 9.30 бхактин Юля сообщила, что они уже подъезжают с телом к храму. Много преданных вышли к воротам встречать катафалк. Тхакур Харидас прабху пел киртан, Вайдья прабху разбрасывал лепестки роз. После переноса гроба в ашрам, телу было предожено арати: благовония, камфорная лампа, цветы. Перед началом омовения тела большинству преданных было предложено покинуть комнату. Остались Расика-шридхар прабху, Вайдя прабху, я, Дхвани (как человек имеющий опыт медицинских процедур и снятия слепков ) и брахмачари-киртании: бхакта Андрей, Радха-валлабха пр, Ашока Кришна пр.
Перед служением мы развязали шикхи и переместили шнуры на правое плечо. Тело переместили на специальный стол. Не смотря на бальзамирование и санитарную обработку тела в морге, мы действовали в перчатках, несколько раз их меняли и протирали руки спиртовым раствором. Я описываю эти вещи для того, что бы другие преданные, которым придется провожать вайшнавов, не пренебрегали этими предосторожностями.
Хочу подчеркнуть, что не смотря на плохое состояние тела, от него не было гнетущего ощущения, как в некоторых подобных случаях, с которыми приходилось сталкиваться. Лицо Махараджа было совершенно умиротворенным и спокойным. От него исходило ощущение чистоты и святости.
В морге Махараджа просто завернули в простыни, что сильно облегчило нашу задачу. Под киртан и священные гимны преданные протерли тело Садху панчагавьей и Гангой, покрыли ароматическим маслом от Божеств, поставили тилаки. Со стоп были сняты отпечатки, одеты каупина и дхоти. Лицо и часть груди были обработаны косметикой для церемонии прощания.
Около 10 часов пришел Нитай Чайтанья махарадж, после 11- Шрила Ниранджана Свами. Ниранджана махарадж написал сандалом и веточкой Туласи саньяса-мантры на груди и велел намотать брахманический шнур на большой палец Пурначандра Госвами. После этого мы положили Махаража обратно в гроб и накрыли Харинама-чадаром.
К этому времени собрались преданные на улице и стали петь киртан. Гроб обнесли 3 раза вокруг храма, арати предлагалось на выходе из ашрама и уже в пандале.
Атмосферу, царившую в момент прощания можно почувствовать, посмотрев видео запись церемонии, а еще ее хорошо передают слова самого Пурначандра Госвами, описывающие его переживания на Уход Шрилы Прабхупады:

Последний даршан   Киртан Гаури деви даси  Преданные поют подняв руки вверх



"Я помню, мы иногда не ложились спать всю ночь, воспевая и молясь за его здоровье. Я был его инициированным учеником и, просто слушая его записи, слыша о нем от учеников, взращивая свои взаимоотношения с ним, распространяя его книги, молясь ему, поклоняясь ему, я развил эту связь, духовную связь с Прабхупадой " просто делая эти вещи " особенно через книги, продажу книг.
Я думал о нем каждый день. Я молился ему. И когда я возвращался в храм после распространения книг, я сначала подходил к его вьясасане, кланялся ему и делал маленький отчет "я распространил столько книг, Прабхупада." Я чувствовал, что он мне как отец.
Предполагалось, что он навестит Америку снова в конце 1977, но он не приехал. Неожиданно нам сказали, что он покинул этот мир. Мы путешествовали по Техасу в фургоне, каждый день распространяя книги...
Было тяжело: "Прабхупада ушел. Прабхупада покинул этот мир, и теперь мы..., но хорошо, мы должны распространять его книги." Все были подавлены, в состоянии шока. Они высадили меня около торгового центра. У меня была коробка с книгами для распространения, я сел и начал петь молитвы. Потом я начал плакать. Я рыдал. Все мое тело тряслось, и я не мог остановиться. Это продолжалось пятнадцать, двадцать, тридцать минут, и я не остановился. Я трясся и рыдал так сильно, что сам был удивлен этому. Потому что, знаете, я плакал по тому, кого лично никогда не встречал и не разговаривал. У меня как будто бы не было близких взаимоотношений с ним, но тогда я осознал, что они были. Отношения не были основаны на физической близости; они были духовными. Это духовные отношения; они не основаны на времени, пространстве или физических обстоятельствах этого мира.
Я никогда ни по кому так не плакал до этого, возможно, кроме того момента, когда умерла моя мама. Я думал: "Как получается, что у меня такие глубокие чувства к этой личности? Он мой гуру; он мой духовный отец." Я думаю, что сидел там в течение многих часов. Я был действительно потрясен..."
( С форума http://forum.krishna.ru/viewtopic.php?p=392975#392975 )
Во время церемонии прощания многие преданные отмечали удивительную скромность Пурначандра Госвами. Находясь в Москве, он не требовал к себе какого-то особого внимания, не пытался указывать преданным на свой статус саньяси и ученика Шрилы Прабхупады. Он спокойно выполнял миссию Господа Чайтаньи, обучая и вдохновляя преданных своим личным примером.
Шриман Джая Мадхава Прабху (ученик Шрилы Прабхупады, давно живущий в Москве) напомнил о том, как важно было для Пурначандры Госвами распространять книги Шрилы Прабхупады и проповедовать славу Святого имени Господа.
Перед вайшнавами было зачитано обращение Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами, находящегося в этот час в Индии. Госвами махарадж по телефону сказал о том, как сильно Пурначандра Махарадж был сосредоточен на Шри Кришне, на Вриндаване, на Святом имени Господа: "Он помогал многим людям стать глубже и серьезней в духовной жизни, помогал уйти от поверхностного, помогал постичь красоту сознания Кришны".
Ученики Пурначандры Госвами делились своими реализациями. Нет, они не утратили Махараджа, они обрели более глубокое понимание этой возвышенной души. Они уверены, что Махарадж достиг того, к чему так стремился всегда.
Шриман Ранчхор Прабху попросил всех вайшнавов жадно пользоваться любой секундой общения с нашими духовными учителями, возможностью служения им. Потому что нас потом будет жечь стыд за то, что мы такую возможность не реализовали в нашей жизни. Леонид Голубев сказал, что Махарадж обязательно встретит всех своих учеников, когда этому придет время.
Вайшнавы пели киртан, прославляли Пурначандра Госвами, обошли вокруг гроба и провели пушпанджали. Шрила Ниранджана Свами махарадж несколько сократи программу, что-бы успеть отдать тело в крематорий до заката. На самом деле саньяси не обязательно кремировать:
"...Человек просто потому, что держит посох, становится Нарайяной (Вишну); из-за того, что они опираются на тройной посох (триданди-саньяси), они никогда не падают. Знающие всегда свободны благодаря осознанию своей собственной истинной природы; поэтому им не нужны рисовые шарики (подношение пинды). Итак, рисовые шарики и вода (тарпана) им не преподносятся, но следует совершать ежегодно Шраддху (поминалную церемонию)..." ( Гаруда-пурана 10.102-107)
Но мы знаем, что Махарадж хотел быть захороненным в гошале во Вриндаване. Отвезти туда тело было возможно, но черевато большими бюрократическими трудностями, погребение могло затянутся на месяц. Бхакти Тиртха Свами велел кремироват себя в Америке и отвезти прах в Дхаму. Ниранджана Свами и Шиварама Свами решили так-же поступить с телом Пурначандра Госвами.
По пути в крематорий Москва расступилась перед Садху и убрала все пробки, в самом Митинском крематории было всего 2 автобуса, что тоже можно расценить как чудо. Я думаю, что зал прощания этого заведения ниогда не слышал такого искреннего киртана, который вели матаджи Гаури и Ниладри.
Все произошешее во вторник, я расцениваю как исключительную и беспричинную милость Пурначадра Госвами ко всем московским преданным. Провожать в последний путь чистого преданного- величайшая удача в жизни!
Спасибо вам, Пурначандра Махарадж за это служение, спасибо вашим ученикам и доброжелателям из нама-хаты Медина-пати прабху, которые показали нам всем пример своею искренностью! Спасибо Шриле Ниранжана Свами, который не смотря на свои болезни, бросил все и прилетел в Москву на эту церемонию! Спасибо Джая Мадхаве прабху, который остается в Москве послом Шрилы Прабхупады!

Слайд-шоу и Харинама на Арбате 06.11.10 посвящённые уходу Пурначандре Госвами Махараджу   Москва

Создать бесплатный сайт с uCoz